Арт-терапия — направление креативной психотерапии искусством (куда относится, например, и музыкотерапия). Ее основа в использовании терапевтического контакта и творчества для сохранения и восстановления здоровья.
Занятия творчеством применяют при нарушениях развития, стрессах, депрессиях, психологической неустойчивости, импульсивности, повышенной тревожности, страхах, аутизме, нарушениях речи. Арт-терапией занимаются и взрослые и дети, ведь в творчестве заложен огромный целительный потенциал, который помогает интеллектуальному и эмоциональному развитию. Но занятия арт-терапией не похожи на обычные творческие занятия рисованием или лепкой. В чем же отличия?
- Арт-терапия сфокусирована на творческом процессе, а не на результате. Внешнего результата в виде красивого рисунка, поделки может даже и не быть, ведь акцент ставится, как в любой психотерапии, на внутренних изменениях.
- Арт-терапия имеет арсенал специальных психологических техник, направленных на работу с внутренними состояниями. А творческие проявления рассматриваются как метафоры того, что происходит внутри.
- В арт-терапии нет оценочности. Ребенок или взрослый погружается в творческую атмосферу и учится выражать себя, исследует свои потребности; каждый взаимодействует с материалами на доступном уровне.
- Одно из главных в арт-терапии – постоянный контакт психолога с пациентом, имеющий свои особенности, т.н. «терапевтический контакт». Психолог готов принимать и поддерживать пациента, помогать ему изучать свои границы, стимулировать его к творческому проявлению, построению здоровой коммуникации и новым способам поведения. Выглядеть это может по-разному, но совершенно точно не так, как в изостудии.
- На сессии арт-терапии специалистом ставятся психологические, а не педагогические задачи, служащие для повышения адаптации и улучшения состояния пациента.
- Занятия арт-терапией имеют целый ряд дополнительных эффектов, например, способствуют расширению сенсорного опыта, а также развитию мелкой моторики, и как следствие, речевого центра и активизации мозговых процессов.
Занятия арт-терапией строятся и протекают по-разному в зависимости от потребностей и состояния пациентов. Бывают занятия, где специалист предлагает пациенту определенную деятельность, бывают «открытые» формы работы, когда пациент сам выбирает, чем бы он хотел заниматься, а психолог, находясь в терапевтическом контакте, помогает это организовать.
В арт-терапии используются разные материалы – мелки, краски, пластилин, кинетический песок, глина, фольга, бумага, различные материалы для декорирования, природные материалы. Разнообразие необходимо для того, чтобы пациент мог выбрать занятие по душе.
Любая выбранная деятельность на занятии имеет в основе психологические цели и реализуется так, чтобы пациент получил удовольствие от процесса творчества и взаимодействия с психологом.
Результаты курса арт-терапии могут быть заметны в общем состоянии пациента и разных сферах его жизни, поскольку психика едина. В целом, отмечают уменьшение внутреннего напряжения, снижение или исчезновение страхов, развитие самосознания, обретение чувства радости и комфорта, коммуникативные и адаптационные улучшения.