Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это особая группа расстройств развития, для которой характерны:

  •  трудности с социальным взаимодействием и общением,
  • нетипичное поведение, стереотипные действия,
  • сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения,
  • трудности с переходом от одного вида деятельности к другому.

Проявления этого расстройства развития могут быть очень разнообразны, но часто такие дети выглядят отгороженными от реального мира, погруженными в свои переживания и интересы, не вовлекающимися в общение и диалог, «трудными» в самых разных обыденных ситуациях.

Диагноз «аутизм» ставится не с помощью лабораторных исследований, а в результате наблюдения за человеком, общения с ним, а также с людьми, которые за ним ухаживают. Диагноз может поставить психиатр или невролог.

Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, от 12 до 24 мес, но нередко диагноз ставят гораздо позже, только к 4-5 годам, когда упущено много времени для необходимого вмешательства.

Распространенность расстройств аутистического спектра у детей в последние десятилетия значительно растет. По данным, опубликованным ВОЗ в 2014 г., примерно один ребенок из 160 страдает от РАС.

Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут меняться со временем. Некоторые люди способны жить самостоятельно, без особых ограничений, а другим нужен пожизненный уход и поддержка. Состояние пациента с аутизмом в любом возрасте можно улучшить с помощью грамотной терапии, назначаемой врачом, занятий с психологом, логопедом, музыкальным терапевтом, арт-терапевтом. Исследования показывают, что в раннем возрасте больше возможностей адаптировать ребенка к социуму и снизить проявления дефицитов в развитии по сравнению с более поздно начатой терапией.

Признаки аутизма у ребенка

  1. В возрасте 12-18 мес стоит обратить внимание, если нет контакта глаз с ребенком  (то есть он смотрит кому-то в глаза, но лишь вскользь, кратковременно),  если он  не улыбается знакомым лицам, не реагирует на попытки поиграть с ним в игры, например, когда взрослый закрывает лицо руками и говорит «ку-ку».
  2. В возрасте двух лет стоит насторожиться, если ребенокне говорит, не показывает пальцем на то, что хочет, а использует для этого руку мамы, если у ребенка истерики, которые вы не можете объяснить.
  3. Косвенным признаком является то, что ребенок плохо взаимодействует с окружающими, не идет на контакт, не откликается на имя. В таком случае малыш чаще всего играет с какими-то предметами в одиночестве, например, строит башни из кастрюль или выстраивает предметы в ряд по размеру и цвету.
  4. Если вы заметили, что ребенок очень привязан к определенным действиям-ритуалам или только к определенным продуктам в питании, а при нарушении привычного режима у него случается истерика. Эти проявления особенно заметными становятся к 2 годам и позднее. Например, на детской площадке он обязательно сначала проходит вокруг качели, и при попытке привести его сразу к песочнице, или даже сменить детскую площадку, он начинает плакать.
  5. Если ребенка постоянно выполняет какое-то действие – он все время раскачивается, крутится на одном месте, делает пальцами непонятные движения.

Если вы заметили что-то подобное у ребенка, не торопитесь с выводами, запишитесь на консультацию к врачу-психиатру.

Наиболее распространенный скрининговый инструмент, который используется для раннего выявления признаков нарушения развития аутистического спектра – это СНАТ или М-СНАТ. Это очень простой опросник, который заполняют сами родители, и на заполнение которого уходит 3-5 минут. На базе ответов родителей ставится предварительный диагноз – есть признаки аутизма или нет. Этот инструмент обладает очень высокой чувствительностью, тревожные симптомы, на основании которых ставится диагноз аутизм, он регистрирует достаточно хорошо.

Если «красные флажки» аутизма выявляются и родителями, и неврологом или психиатром, то далее используются более специфические инструменты психологического и медицинского обследования ребенка, проводимые уже специалистами.

При постановке четкого клинического диагноза поможет шкала диагностического обследования при аутизме «АДОС 2», которая является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики расстройств аутистического спектра: https://www.ugmk-clinic.ru/disease/ados-2/

Кто и почему заболевает?

Аутизм – это генетическое нарушение.  Но оно не передается из поколения в поколение, а возникает в результате сложной комбинации мутаций и связано с взаимодействием более 700 генов. Факторы риска – наличие в семье любого нарушения развития. Аутизм чаще встречается у людей с другими генетическими синдромами, например,  туберозным склерозом, синдромом х-ломкой хромосомы и др.

Также описаны некоторые средовые факторы, которые сами по себе не вызывают РАС у детей, но приводят к некоторым каскадным процессам, определяющим нарушения развития в целом, и РАС в особенности. К таким факторам исследователи относят возраст родителей, прием во время беременности некоторых препаратов, интервал между беременностями, воздействие радиации, бактерий и вирусов.

В целом, распространенность РАС среди мальчиков выше, чем среди девочек, и составляет в среднем 4 к 1.

Виды аутизма

  • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство пациентов с этим синдромоммогут активно общаться с другими людьми. Проявления болезни у таких пациентов менее заметны, чем у других, но они все же неохотно идут на контакт, сконцентрированы на своих интересах и зачастую не понимают мотивы других людей. Также при этом синдроме бывают нарушения мелкой моторики.
  • Классический аутизм (синдром Каннера) 

При классическом аутизме присутствуют нарушения в социальном взаимодействии, коммуникации и поведении. Нарушения могут быть от легких до максимально тяжелых.

  • Атипичный аутизм (неспецифическое первазивное нарушение развития): при этом виде нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер. Дети при этом диагнозе имеют высокие шансы на успешное развитие и приближение к нормотипичной модели
  • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
  • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).

Специалисты, которые работают с пациентами над улучшением качества жизни, приобретения социальных и бытовых навыков, ориентируются в первую очередь на состояние человека, а не на вид аутизма. Чаще всего врачи делят пациентов не по клинической форме, а по степени необходимости сопровождения – от полного и постоянного сопровождения человека, частичного опекунства, до полной самостоятельности.

Важно понимать, что уровень самостоятельности и функциональности может меняться у пациента в процессе терапии. Более того, возможен переход от тяжелой к легкой форме болезни.

Большинство врачей сходятся в том, что вмешательство в раннем возрасте с поведенческой терапией, медикаментозной коррекцией (при необходимости), систематическими занятиями с коррекционными педагогами существенно повышают шансы ребенка на обычную жизнь.

Главное, что при этой болезни на состояние человека можно повлиять.

Лечение аутизма

В каждом конкретном случае врачи подбирают индивидуальное лечение. Некоторым пациентам может понадобиться медикаментозная терапия, чтобы уменьшить или исключить какие-то симптомы.

Самым эффективным лечением при РАС являются психолого-педагогические вмешательства на основе прикладного поведенческого анализа — АВА- терапия и ее вариации (например, денверская модель раннего вмешательства для детей до 3 лет, индивидуальные занятия АВА-терапией, использованием альтернативной системы коммуникации ПЕКС).

Для вмешательств, основанных на прикладном анализе поведения характера большая продолжительность и высокая интенсивность. Включение родителей во вмешательство, предоставляемое ребенку, значительно повышает его эффективность. Отличительными особенностями АВА-терапии являются ее индивидуализированный характер, нацеленность на развитие не каких-то случайных навыков, а ключевых, важнейших для развития навыков, а также учет как слабых, так и сильных сторон развития ребенка, создание условий для его максимальной адаптации в обществе. https://www.ugmk-clinic.ru/article/news/ava-terapiya/

В центре когнитивных технологий «УГМК-Здоровье» есть много дополнительных действенных методик, которые помогут ребенку адаптироваться к миру и жить полноценной жизнью.


В центре есть бломберг-терапия ритмичными движениями – методика, основанная на естественных ритмичных младенческих движениях (повторяющих паттерны примитивных рефлексов), которые были приспособлены для детей и взрослых. Эта терапия поможет справиться с повышенной тревожностью, страхами громких звуков/яркого света/прикосновений, гиперчувствительностью к свету, к звукам, к прикосновениям, сложностью при произнесении глубоких звуков, заиканием и другими проявлениями аутизма:https://www.ugmk-clinic.ru/disease/blomberg-terapiya-ritmichnymi-dvizheniyami/

Также в центре когнитивных технологий проводят биоакустическую коррекцию, которая восстанавливает нарушенную работу мозга.Это показано при расстройствах аутистического спектра.


В организме появляется больше энергии, улучшается настроение, сон, аппетит, снижается тревожность, уменьшаются страхи, ребенок становится более спокойным, контактным, повышается способность к обучению, улучшается речь, уходит головная боль, боль в спине, повышается иммунитет. Подробнее о процедуре: https://www.ugmk-clinic.ru/disease/bioakusticheskaya-korrekciya/

Нервная система ребенка уязвима к различным факторам внешней среды, поэтому спровоцировать нарушения в ее работе могут самые разные причины. Достичь эмоционального равновесия, устранить коммуникационные проблемы, улучшить двигательную и умственную активность, поможет метод аудио-психо-фоностимуяции А. Томатиса (Томатис-терапия), в основе которого лежат слуховые тренировки.

Основная цель терапии – научить заново слушать и слышать. Это позволяет развивать не только познавательные процессы, но и избавиться от множества психических расстройств и нарушений развития: https://www.ugmk-clinic.ru/disease/tomatis-terapiya/

Еще один интересный метод наших врачей - InTime (интайм). Держи ритм!
Он направлен на улучшение работоспособности и гармонизацию работы головного мозга посредством стимуляции ритмом, движением и звуками различных частот.

Во время занятия ребенок находится в специальных наушниках, обеспечивающих воздушную и костную проводимость звука. Психоакустически модифицированная музыка прослушивается с помощью мультисенсорной аудиосистемы Waves™. После прослушивания нескольких музыкальных модулей, длительностью по 9 минут, ребенку, под руководством специалиста, необходимо выполнить множество двигательно-ритмических упражнений с помощью барабана и голоса.  Подробнее о том, как проходит занятие: https://www.ugmk-clinic.ru/disease/time-intajm-derzhi-ritm/

Транскраниальнаямикрополяризация (ТКМП) - метод лечения, позволяющий стимулировать, менять функциональное состояние разных составляющих центральной нервной системы. В ходе этой процедуры осуществляется воздействие слабым током на области головы.


Параметры тока находятся в пределах десятков или сотен мкА, а это значительно меньше того, что используют в традиционной физиотерапии. Кроме того, направленность влияния обеспечивают благодаря использованию малых площадей электродов и их локализации.

Выбор зон воздействия определяется характером патологии, лечебными задачами, функциональными и нейроанатомическими особенностями корковых полей или отделов спинного мозга и их связей. Под воздействием этих импульсов в головном мозге нормализуются процессы возбуждения и торможения, облегчается взаимодействие между нейронами и улучшается передача нервных импульсов, а кроме того подключаются и активизируются дополнительные участки мозга, что способствует восстановлению. Подробнее: https://www.ugmk-clinic.ru/disease/transkranialnaya-mikropolyarizaciya-tkmp/


Еще у нас проводят БОС (терапию с использованием биологической обратной связи) – это безопасный метод лечения, помогающий организму наладить нарушенную работу органов и систем без лекарств, используя собственные резервные возможности.

Многие процессы, которые происходят в нашем организме, нами не осознаются. Метод БОС позволяет наглядно увидеть, как сокращаются наши мышцы, как мы дышим, как снижается температура нашего тела при волнении и как она повышается, когда мы расслабляемся.

Основная цель БОС-терапии - научиться использовать свое сознание для контроля над собственным телом. Применяется у детей с дефицитом внимания, нарушениями речи, тревожностью, заиканием и другими нарушениями: https://www.ugmk-clinic.ru/disease/bos-terapiya/

Еще в нашем центре есть нейрокогнитивный тренажер Timocco – это онлайн-терапевтическая игровая среда, специально разработанная для детей с особыми потребностями. Комплекс использует технологию, основанную на движении с видеобиоуправлением, при которой игры реагируют на движение ребенка, посредством веб-камеры и интерактивных перчаток. Разработан комплекс в Израиле.

В игровой платформе Timocco представлен спектр игр, позволяющих развивать внимание, память, познавательную активность, учиться общаться, понимать и принимать правила игры, соперничать и сотрудничать, развивать планирование, двигательный контроль и точность. Читайте по ссылке: https://www.ugmk-clinic.ru/disease/timocco/

Fitlight (Фитлайт)
Тренировка в форме игры. Позволяет создавать и укреплять нервно-мышечные связи "глаз-рука", улучшать скорость распознавания визуального стимула и реагирования на него.

Перед ребенком располагаются светодиоды разных цветов и скорости подачи света: происходит попеременное движение света лампочек. Ставится задача, согласно которой пациент должен успеть "поймать" нужный свет.

Для обучения взаимодействию в команде возможна работа в группе. Это учит ребенка социальной терпимости, взаимодействию с окружающими людьми и пониманию конкуренции.

Задачи подбираются под возраст, под проблему развития. При этом ребенок не замечает сложности работы, ему интересно и познавательно: https://www.ugmk-clinic.ru/disease/fitlight-fitlajt/

 

Сделать правильный выбор методик, которые помогут конкретному ребенку, с учетом его возраста, особенностей развития и основных дефицитов,  а также определить порядок и своевременность их применения,  помогут родителям специалисты нашего центра: неврологи, психиатры, медицинские психологи, логопеды-дефектологи.