Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

В современном мире проблема аутизма с каждым годом, к сожалению, становится все более острой, поскольку ученые отмечают увеличение числа детей с данным диагнозом. Но детям с РАС можно и нужно помогать. О том, что такое РАС, почему возникают РАС и как помочь детям с данным диагнозом рассказал Сабанцев Антон Анатольевич - детский врач-психиатр, председатель экспертного совета фонда помощи детям с аутизмом и генетическими нарушениями «Я особенный».

Что такое РАС?

РАС - это синдром, характеризующийся нарушениями коммуникативной функции, а также в интеллектуальных и сенсорных сферах.

Давайте вместе кое в чем разберемся. Представим растение. У него есть ствол, ветки и листья. Так вот, ствол - основное заболевание, ветки - синдромы, вызванные заболеванием, а листья - заметные проявления, то есть симптомы.

Важно отметить, что аутизм и РАС - это именно синдромы, а не заболевания, то есть это следствие, а не корень проблемы. Именно поэтому двух одинаковых аутистов не существует, а в этом кроется главная сложность для врачей.

Что провоцирует развитие РАС?

Ученые выделяют три основные теории возникновения этого недуга.

Первая – генетическая. Согласно этой теории у ребенка на генетическом уровне уже есть какой-то дефект, мешающий развитию мозга.

Пока ребенок растет в его мозгу формируются синапсы - места, где контактируют нейроны. И формируются они „с запасом“, а в процессе развития „лишние“ нейронные цепочки должны разрушиться. А у детей с РАС этого не происходит, поэтому возникают проблемы.

Вторая гипотеза - накопление тяжелых металлов и токсинов в организме.

Третья – аутизм – последствие нейроинфекции. К вирусам, которые могут быть виноваты в развитии инфекции, относится: герпес, корь, краснуха, токсоплазма.

Могут ли прививки спровоцировать РАС?

Само по себе суждение о том, что привитии - зло - это заблуждение. Дети, у которых развитие недуга началось после вакцинации, на самом деле имели веские основания для медотвода. Прививка действительно может привести к регрессу, но она не является основной причиной, это всего лишь пусковой фактор.

Можно ли спрогнозировать развитие РАС на этапе беременности?

Пока нет метода, благодаря которому можно было бы со 100% гарантией выявить РАС на этапе беременности.

Первые признаки аутизма у подавляющего большинства детей проявляются в возрасте полутора лет, поэтому нужно быть особо внимательным в первый год жизни малыша.

Существует служба ранней помощи, которая дает комплексную оценку состояния ребенка с участием невролога, психолога, логопеда, педиатра, это помогает выявить то, что не замечает мама.

При малейших подозрениях РАС необходимо провести тщательное обследование: обратиться стоит не только к неврологу и психотерапевту, но и к эндокринологу, иммунологу, сурдологу и генетику.

Чем раньше РАС будет диагностировано и чем раньше будут найден катализатор данного синдрома, тем эффективнее будет помощь.

Что чувствует ребенок с РАС? Как он видит мир?

У детей с РАС есть серьезные сенсорные нарушения. Информация из внешнего мира от органов чувств поступает в мозг, но дальше не анализируется, поэтому ребенок все слышит и видит, но совсем иначе, очень специфично.

Когда обычные дети смотрят на предмет в возрасте одного-двух лет, они понимают назначение предмета, воспринимают окружающий мир функционально. Они быстро схватывают, какого цвета и формы объект, тяжелый он или легкий. Ребенок превращает информацию в жизненный опыт и больше не возвращается к этому. А при аутизме малыш видит мир фрагментарно и, грубо говоря, зацикливается на одном.

Часто дети с РАС не воспринимают предметы в статике, но могут долгое время наблюдать за ними пока они находится в движении. Происходит это из-за того, что „особенным“ детям обычно понятен лишь какой-то один канал восприятия, а остальные сенсорные функции могут быть просто притуплены.

Также такие дети зачастую плохо чувствуют свое тело, будто они находятся в невесомости. Поэтому некоторые дети могут быть в восторге от качелей – долго раскачиваясь, они наконец ощущают свое тело. Или такие малыши могут наслаждаться упражнением с утяжеленным одеялом – они наконец чувствуют какое-то воздействие на тело.

Терапия. Когда ее лучше начинать?

Запомните главное правило: чем раньше, тем лучше. Самый эффективный этап, когда мы можем начинать лечение, – возраст до 3 лет.

Сейчас существует множество тестов для ранней диагностики РАС. Самые популярные - ADOS, CARS.

Коррекция при РАС должна быть постоянной и всесторонней. Должно быть и медицинское наблюдение, и социально-педагогический пласт работы.

Условно реабилитацию ребенка с РАС можно поделить на три части.

Первая - необходимо попытаться найти причину: обнаружить все, что мозгу мешает нормально развиваться –  нейровоспаления, интоксикацию и тд.

Вторая - подбор индивидуального перечня витаминов и препаратов, чтобы „поддержать“ мозг.

Третья - психо-педагогическая и  социально-педагогическая составляющая. Учиться можно хоть до старости. Здесь ограничений нет.

Какая дополнительная помощь наиболее эффективна для ребенка с РАС?

К перечню эффективных дополнительных способов помощи ребенку-аутисту относится:

  • Сенсорная интеграция. Она возвращает ребенка в реальный мир.
  • Прикладной анализ поведения - ABA. Это позволяет вывести ребенка на новый уровень, учит новым навыкам коммуникации. Что немаловажно, в рамках методики можно измерить результаты.
  • Томатис-терапия. Эта методика значительно улучшает ориентацию ребенка в речевой среде. Специалист может определить, что ребенку важнее.

Более того, не стоит пренебрегать регулярной работой с дефектологом, логопедом, нейропсихологом, ЛФК-специалистами и другими педагогами. Все это также принесет пользу.