Не редко придя на школьное собрание, родители слышат от педагогов, что их ребенок отвлекается на уроках. Казалось бы – не велика проблема! Но она может привести к таким нежелательным последствиям, как непонимание определенного предмета, так и к снижению успеваемости в целом.
Или ребенок постоянно все забывает, не может самостоятельно собраться в школу, надо на все давать указания: «возьми то, одень это, не забудь сменку, зубы почисти, поешь», и так до бесконечности, уроки делает медленно и то если за спиной стоят, необходим контроль за всем.
Как оказать помощь ребенку в ситуации, когда возможности быть рядом и контролировать его поведение нет, да и это вовсе ни к чему.
Учителя часто считают, что невнимательному ребенку просто нужно больше работать, но эти дети и так работают на пределе своих возможностей.
Часто родители слышат, особенно от бабушек: «Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!»
Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.
Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.
Причины невнимательности
Для начала нужно понять причину, из-за которой ребенок отвлекается на уроках, постоянно все забывает. Таких причин может быть несколько, часто встречаемые описаны ниже:
Причина 1: высокие нагрузки. Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.
Причина 2: отсутствие мотивации. Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях. Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов. Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку, прежде всего, необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.
Причина 3: слабое здоровье. Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.
Причина 4: обстановка дома. Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе.
Причина 5: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - полиэтиологическое расстройство в результате сложного взаимодействия генетических и средовых факторов, неврологическое поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте, проявляется трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью и несдержанностью. При данном расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы (преимущественно в области ретикулярной формации головного мозга).
Синдром дефицита внимания
Согласно данным диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям выделяют три типа СДВГ:
- СДВГ с преобладанием дефицита внимания;
- СДВГ с преобладанием гиперактивности;
- смешанный вариант.
Осложнения синдрома дефицита внимания
- плохая успеваемость в школе;
- эмоциональные проблемы (низкая самооценка, тревога, депрессия);
- социальные проблемы (отсутствие друзей);
- риск травмы;
- восприимчивость к злоупотреблению психоактивных веществ.
Диагностика синдрома дефицита внимания
В большинстве случаев первые клинические проявления резидуально-неврологических расстройств проявляются до 5-6 лет, а иногда уже на первом году жизни — в этот период лечение может быть особо эффективным. По данным разных авторов, СДВГ наблюдается у 8-9,5 % осмотренных детей. Такие показатели свидетельствуют о высокой актуальности этой проблемы.
Что делать?
- Диагностика. Да, не существует (пока) анализа на СДВГ. Но есть аппаратные методы неврологической диагностики, которые выявляют у этих детей нарушения работы вестибулярной системы, особенности зрительного и слухового восприятия и другие конкретные дисфункции в работе нервной системы. Если работать с каждой из выявленных дисфункций, у ребенка развивается самоконтроль и проявления СДВГ снижаются.
- Немедикаментозные методы. Есть множество методов тренировки мозга без использования лекарств. Например, тренинги на основе биологической обратной связи (БОС) — компьютерные технологии, которые позволяют ребенку научиться, эффективно управлять своим вниманием и импульсивностью.
- Интенсивная физическая активность. «Эпидемия» СДВГ среди детей из экономически развитых стран совпала с тем, что интернет и компьютерные игры стали доступны в смартфонах. В итоге дети стали меньше двигаться, реже проводят время на детских площадках и не умеют играть в дворовые игры. У многих школьников с признаками СДВГ выявляется сниженная сенсорная реактивность вестибулярной системы. Можно сказать, что у этих детей не сформированы связи между мозгом и телом. Самый лучший способ укрепить эти связи — свободное движение.
Невнимательность — это вершина айсберга. У таких детей выявляется целый комплекс особенностей функционирования нервной системы, которые в поведении проявляются как проблемы со вниманием. Нет «волшебной таблетки» от СДВГ. Только комплексный подход и понимание причин развития заболевания, знание современных методов лечения поможет справиться с заболеванием.
Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость.
Помощь психолога для детей с невнимательностью и рассеянностью
Центр Когнитивных Технологий «УГМК-Здоровье» имеет на сегодняшний день самый современный арсенал технологий для решения проблем внимания не только ребенка, но и взрослого.