Что такое «Сказкотерапия»?
Сказкотерапия — это один из современных методов практической психологии, который был разработан на основе трудов выдающегося психолога Льва Семёновича Выготского и советского педагога Даниила Борисовича Эльконина.
Почему именно сказки?
Дошкольники и младшие школьники живут в мире сказок и образов. В этот период их наглядно-образное мышление преобладает, что позволяет им легче ориентироваться, переживать эмоции и учиться в выдуманном мире.
Данная методика пользуется популярностью, потому что она помогает взрослым и детям общаться на одном языке. Через сказку ребёнок воспринимает сложные вещи с большим интересом, ему легче понять основной смысл и принять решение.
Почему это так полезно для детей?
Ребёнок может снова и снова слушать любимую сказку и воспринимать достижения героев как свои собственные. Он может переносить опыт персонажа на себя, становясь сильнее, выносливее и мудрее, проходя через череду препятствий в сказочной истории.
Занятия, построенные на основе любимых сказок, не перегружают мозг детей и запоминаются надолго, работая в долгосрочной перспективе. Терапия основана на воспитании ребёнка через пример героев, где он сам учится разбирать, анализировать и находить выход из ситуаций, которые с ним происходят. Сказка может помочь понять, что каждый человек ошибается и это нормально, научить признавать свою неправоту, дружить и помогать друзьям в беде.
Виды сказок:
- Дидактические сказки направлены на получение новых знаний и навыков. Они дают ответы на вопросы и чаще всего используются при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также подростками.
- Психологические сказки представляют собой авторские рассказы, которые благодаря ярким образам и метафорам положительно влияют на развитие личности слушателя.
- Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью. Они мудрые, красивые и глубокие истории, способные скорректировать страхи и фобии.
- Психокоррекционные сказки бережно корректируют поведение и черты характера взрослого человека или ребёнка. Обычно такие рассказы могут перекликаться с реальностью и содержать множество абстрактных метафор.
В детской терапии и педагогике сказки используются для того, чтобы:
- Помочь ребёнку побороть различные страхи: замкнутого пространства, темноты, воды, животных и другие;
- Воспитать необходимые черты характера и личности: смелость, коммуникабельность, инициативность, усидчивость и умение доводить начатое до конца;
- Научить правильно вести себя в сложных ситуациях;
- Избавиться от комплексов;
- Бороться с различными психологическими расстройствами;
- Сформировать правильные понятия о добре и зле;
- Развить воображение, фантазию и творческое мышление;
- Привить малышу правильные ценности с детства.
Методы сказкотерапии
Поговорим о том, как использовать сказкотерапию для детей:
Первый метод: «Рассказываем и сочиняем»
Родители могут придумать и рассказать терапевтическую сказку самостоятельно. Например, можно переложить реальную ситуацию на сказочных героев. Например, жила-была семья белок: мама-белка, папа-белка и сын-белка. Семья белок по сюжету оказывается в тех же ситуациях, что и ваша семья, проходит определенные испытания, и в конце всё заканчивается хорошо.
К сочинению истории можно подключить ребёнка, но помогать ему в процессе, чтобы он не потерял сюжетную линию. Сказка обязательно должна закончиться подведением итогов — герой из своего опыта извлекает урок и меняет своё поведение, благодаря чему улучшается его жизнь.
Дети, которые самостоятельно сочиняют сказки, развивают воображение и творческое мышление.
Второй метод: «Рисунок»
После прочтения сказки её нужно «оживить» — нарисовать, слепить, сделать аппликацию. Посредством творчества ребёнок может выразить и прожить свои эмоции, избавиться от напряжения. Родителям не стоит обращать внимание на качество изображения, здесь важен сам процесс. В первый раз картинка может показаться мрачной и даже жуткой, но после проработки ситуации во второй и последующие разы краски на рисунке станут более «жизнерадостными», а сами персонажи — милыми.
Третий метод: «Сценка»
Можно распределить роли в кругу семьи или в группе между детьми, а можно разыграть спектакль с помощью игрушек. Главное здесь — чтобы ребёнок или игрушечный персонаж, которым он управляет, глубоко вжился в роль и передал характер героя. Таким образом, ребёнок сможет прочувствовать его положительные и отрицательные эмоции, переживания. Во время постановки психолог внимательно следит за мимикой, жестикуляцией и интонацией малыша, чтобы проанализировать его состояние и выбрать метод психокоррекции.
Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии ей отводится гораздо большая роль и значение.
Первые представления о добре и зле, справедливости и обмане мы черпаем именно из сказок. Добрые истории и полюбившиеся сказочные герои помогают маленьким детям стать смелыми и выносливыми.
Все мы разные: один малыш склонен фантазировать, другой любит бегать и прыгать, а третий часами просиживает за лепкой зверюшек или конструированием кукольного домика. Комбинируя различные техники, опытный сказкотерапевт может помочь каждому малышу пережить и понять множество ситуаций, с которыми он уже столкнулся или неизбежно столкнётся в зрелом возрасте.