Школьная дезадаптация — это проблема, которая беспокоит не только детей и их родителей, но и специалистов: неврологов, психиатров, психологов и логопедов.
Согласно различным оценкам, примерно 7-8% детей в возрасте до 10 лет сталкиваются с трудностями в процессе адаптации к школе. С приближением подросткового возраста этот процент только растет, достигая 18-20%.
Школьная дезадаптация представляет собой сложное нарушение, которое проявляется в трёх основных сферах психической деятельности ребёнка:
- Когнитивный компонент: Неуспешность в обучении.
- Эмоционально-личностный компонент: Негативное отношение к школе, процессу обучения и его участникам.
- Поведенческий компонент: Повторяющиеся и стойкие нарушения поведения и дисциплины.
Это комплексное нарушение имеет множество предрасполагающих факторов и путей развития, которые зависят от индивидуальной ситуации в семье ребёнка и его школе. В данной статье я хотел бы сосредоточиться на когнитивном аспекте школьной дезадаптации.
Общая неуспеваемость по предметам, связанная с нарушением навыков чтения, письма и счёта, а также с недостатком общих знаний и словарного запаса, может вызывать у ученика негативное отношение к процессу обучения. Это, в свою очередь, приводит к неприятным социальным ситуациям, таким как плохие отметки, критика со стороны учителей и родителей.
В результате ученик может начать проявлять неадаптивное поведение: избегать ответов у доски, прогуливать уроки, списывать, лгать и т. д.
В Международной классификации болезней подобные нарушения классифицируются как специфические расстройства развития школьных навыков. Распространённость этих расстройств среди общей популяции достигает 40%, а среди школьников — до 20%.
Развитие школьных навыков опирается на основные когнитивные процессы: внимание, память, мышление и речь. Также важным аспектом является понимание пространства, на основе которого строятся взаимоотношения объектов и математические представления.
Особое внимание следует уделить неврологическому статусу ребёнка. По разным причинам индивидуальное развитие может замедляться или искажаться: генетические патологии, приобретённые в раннем возрасте травмы или перенесённые инфекционные заболевания могут наложить отпечаток на темп и зону ближайшего развития психики и когнитивного статуса ребёнка.
В таких случаях естественное развитие требует дополнительного и зачастую раннего вмешательства неврологов, логопедов, психологов и педагогов. Дополнительные методы развития и обучения необходимы для полноценного и своевременного формирования когнитивной сферы и навыков ребёнка.
В наши дни, помимо классической медикаментозной терапии, существуют особые методы и формы раннего обучения, а также специфические тренировки, которые решают различные, порой достаточно узкие задачи развития ребёнка. Многие из этих методов интегрируются с наработками и достижениями IT-сферы.
В результате появляются мультимедийные, интерактивные технологии, аппараты и приложения, способствующие развитию когнитивных процессов, раннему дополнительному обучению и коррекции нарушений когнитивного развития детей.
Эти технологии вносят разнообразие в обучающую среду, повышают мотивацию и вовлечённость маленьких «пациентов-пользователей», предлагая интересные игровые сюжеты и захватывающие визуальные и звуковые образы.
Методы коррекции когнитивных нарушений
В Центре когнитивных технологий "УГМК-Здоровье" применяются несколько интерактивных программно-аппаратных методов коррекции и обучения пациентов.
Методика тренировки зрительной координации «Колибри»
«Колибри» — это программа, разработанная под функции ай-трекера Tobii, предназначенная для тренировки зрительной координации. Ай-трекер отслеживает движение глаз пациента и точки фиксации. Задача пациента — удобно расположиться в кресле, минимизировать движения головой и телом и сосредоточиться на экране.
Программа включает множество игр, разделённых на тематические блоки: «зрительная координация», «сортировка», «память», «последовательности» и «поиск по образцу». Все движения курсора, игровые выборы, ответы и передвижения выполняются пациентом с помощью фиксации или перемещения его взгляда. Настройки игр позволяют изменять уровень сложности в определённых пределах.
Терапевтическая игровая онлайн-среда Timocco
Timocco — это развивающий коррекционный комплекс с видео-биоуправлением, созданный в Израиле. Запатентованное программное обеспечение позволяет использовать любую веб-камеру в качестве трекера движений пациента, отслеживая цветные объекты-сенсоры в его руках.
Широкий и постоянно обновляющийся набор игр разработан командой эрготерапевтов. Среди двигательных задач присутствуют изолированные и сочетанные движения правой и левой руки, в том числе с пересечением средней линии тела, а также содружественные и разнонаправленные одновременные движения. Удержание положения рук и специфические движения для плечевого, локтевого и запястного суставов помогают развить моторное планирование, плавность и точность движений, пространственный фактор, координацию рук и зрительный контроль, а также повысить выносливость мышц плечевого пояса.
Когнитивные задачи связаны со скоростью реагирования и запоминанием, избирательностью, концентрацией и распределением внимания, математическими операциями, выстраиванием алгоритмов и последовательностей, а также с набором очков и бонусов за игровую сессию.
Интерактивный комплекс подвижных занятий «Играй и развивайся»
«Играй и развивайся» — это интерактивный комплекс для обучающих, развивающих и коррекционных занятий в игровой форме, рекомендованный Министерством науки и образования РФ. В основе комплекса — программное обеспечение и бесконтактный сенсорный игровой контроллер Microsoft Kinect, а также камера, считывающая движения пациента и его перемещение в пространстве. Пациент располагается в свободном пространстве на расстоянии около метра от монитора и камеры и управляет игровыми сценариями с помощью движений своего тела, жестов и поз, перемещаясь в нужные точки.
Обучающий материал делится по направлениям: «Развитие речи», «Окружающий мир», «Безопасность жизнедеятельности» и «Математика». Игровое наполнение направлено на развитие и тренировку когнитивных навыков, памяти, речи, мышления и математических представлений. Визуальное и звуковое сопровождение способствуют развитию восприятия, зрительного и слухового внимания. Способ игрового управления ставит перед ребёнком более или менее сложные моторные задачи: ответы необходимо выбирать жестами, удерживать позу или перемещаться по заданным векторам, прыжками или приседаниями, что развивает крупную моторику и пространственный фактор.
Таким образом, дети развивают двигательные, когнитивные и коммуникативные навыки в игровой среде, не замечая интенсивности тренировочной работы.
В рамках индивидуального коррекционного маршрута пациента в Центре проводится первичная диагностика, которую осуществляют основные лечащие специалисты: неврологи, психиатры, нейропсихологи и логопеды.