Девочковый доктор – человек особенный. Даже среди остальной медбратии и сестрии гинеколог стоит на особенном месте. А все потому, что доверяешь этому врачу все самое интимное, сокровенное, дорогое, природой подаренное… Открывая порталы памяти своего советского детства, с вспоминаю кабинет женской консультации и общий школьный диспансерный осмотр всех девиц из моего класса. Все это было, мягко говоря, не очень приятно… Стереть воспоминая не удастся, радует одно – будущее наступило, теперь все по-другому. Нынешние девчонки знают гинеколога в лицо (или, точнее сказать, «в руки») с рождения. Культура посещения женского доктора поднялась в сотни-тысячи раз. Сегодня моя дочь со знанием дела может порекомендовать подругам «своего» врача.
Текст: Саша ЕСЕНИНА
Ищите доктора
Маруся моя сегодня доктору доверяет. Но это сейчас, а семь лет назад, еще до школы, все было по-другому. Я повела дочку в обычную поликлинику на диспансерный осмотр. Сначала очередь из девчонок с испуганными глазами, а потом сам прием. Никаких лишних разговоров, вопросов – времени на пациента отведено ровнехонько. Что говорить, ребенок получил совсем не положительные эмоции. Спустя некоторое время возникли кое-какие проблемы, снова появилась необходимость вести Марусю к гинекологу и я стала искать альтернативный вариант госполиклинике. В итоге остановила свой выбор на детской поликлинике при медицинском центре «УГМК-здоровье». С доктором, слава облакам, сразу повезло: Елена Юрьевна Репалова оказалась спокойным, внимательным, грамотным детским гинекологом. И, таки да! Этот прием как небо от земли отличался от нашего первого: с ребенком врач долго разговаривал, мягко подводя к тому, что, как и почему нужно будет показать. Затем сам осмотр: деликатный и аккуратный. В итоге, тогда еще маленькой Маруське дали игрушки, а со мной провели заключительную беседу. Да почему же я раньше не выбрала именно такой вариант гинекологического приема для своего ребенка?
С тех пор, во все наши визиты врач не только осматривала ребенка, но каждый раз внимательно изучала последние записи в Марусиной медкарточке.
И все эти кажущиеся мелочи, необычайно важны. Когда девочка попадает в годик на свой первый гинекологический прием, доктор должен изучить информацию о течении маминой беременности, о ходе родов и послеродовом периоде. Елена Юрьевна объяснила мне, что нужно не только смотреть, как меняется организм малышки, как развиваются наружные половые органы, но и, при необходимости (всякое бывает), поймать вовремя аномалии развития и соотнести их с возможными нарушениями родовой деятельности. Например, при рождении может произойти половой криз, когда материнские гормоны вызывают изменения в организме девочки, они провоцируют увеличение молочных желез, или могут вызвать менструальноподобную реакцию, когда возникают мажущие кровянистые выделения. В первый год жизни очень много всего трансформируется: ребенок появляется на свет стерильным и его кишечник лишь постепенно заселяется микрофлорой, которая в течение первого месяца каждый день меняется. От этих изменений может преобразовываться и состояние наружных половых органов, ведь у нас, девчонок, все рядом: уретра, влагалище, прямая кишка. Итак, в первые 365 дней важно убедиться, что все сформировано у малышки правильно, нет сращений, раздражений, воспалений. Это ведь маркер общего состояния здоровья: если все в организме в порядке, то и с половыми органами тоже, потому что мы не состоим из отдельных частей, каждый человек – единая система…
Затем, по мере того, как девочка растет и развивается, врач должен обращать внимание на то, какие были пройдены обследования, какие болезни перенесла девочка, каковы были результаты анализов за то время, пока доктор пациентку не видел…
Как же я жалею, что столько всего важного было упущено и пропущено, из-за чего возникали кое-какие неполадки с Маруськиным здоровьем.
Теперь уже Маруся к своему врачу привыкла и доверяет ей практически безгранично. И все-таки, даже, несмотря на давнее знакомство и расположение ребенка к врачу, перед тем, как отправляться на прем, я и сейчас каждый раз разговариваю с дочкой: обсуждаем разное, в том числе и то, какие новые вопросы стоит задать гинекологу. Я повторяю, насколько обследование важно для каждой девочки, для ее здоровья, для ее будущего. А еще шесть лет назад мне приходилось убеждать ребенка, что врач ее не обидит, всего лишь нужно будет раздеться и проверить все ли на своих местах. Уверяла дочку, что буду находиться рядом во время приема. Сегодня, понятное дело, моего сидения подле гинекологического кресла не требуется и за руку подросшую девицу держать нет необходимости (во всяком случае, пока она этого не попросит). Но все это результат долгого пути. Наша Елена Юрьевна постоянно втолковывает, что нельзя просто так затолкнуть девочку в кабинет гинеколога, тут же раздеть до гола, без предварительных разговоров, объяснений, подготовки, нужно время и для адаптации к пикантному моменту осмотра и к самому доктору.
Поэтому очень важно, чтобы у доктора всегда было достаточно времени для каждого пациента: и на поговорить, и на посмотреть, и на поиграть, если это будет необходимо. В итоге, никакого насилия над ребенком: ни психологического, ни физического. Моя Маруська напоследок с удовольствием обсуждает с доктором всякие любопытности своей подростковой жизни, выходит из кабинета врача всегда в отличном настроении. Словом, ребенок всегда запоминает последний кадр, и прием у врача не исключение.
О чем говорят женщины?
Так что сформировать положительный опыт – дело очень важное. Важное, важное! Не отмахивайтесь – всю жизнь нам к гинекологу бегать то за одним, то за другим. Ну, вот и начинать надо вовремя, с чувством, с толком, с расстановкой и с умом. После первого визита, если все в порядке, никаких проблем и вопросом, то к врачу можно только перед школой в 6-7 лет. Гинекологу нужно не просто девочке в красивые глазки посмотреть, но и оценить темпы взросления, полового развития. В следующий раз – 10-12 лет перед самым началом переходного периода, когда становится понятно, что очень скоро начнется менструация. Врач поможет сориентироваться, обозначит примерный период начала месячных. А, уж, как только птичка превратится в прекрасную царевну Лебедь, в гости к самому любимому доктору приплывать ей нужно будет раз в год (если гинеколог не велит чаще).
Много еще всяческих щекотливых вопросов придется обсудить с дочкой дома. Я, например, долго переживала по поводу разговора с ребенком о противозачаточных средствах. Все отодвигала беседу. Но, когда Марусе было десять, Елена Юрьевна наша меня вразумила:
– Поймите, разговор на тему контрацепции совершенно не означает, что вы даете дочке зеленый свет и отпускаете в большое половое плавание. Просто напросто это грамотность. Это как уметь читать – нужно, чтобы познавать дальше. Мама должна выполнить роль наставника, а не цербера, который запрещает. Нужно осознавать, что нет таких стен, которые при желании подросток не отодвинет. До девочки нужно донести все о барьерной контрацепции, как о способе спасения своей жизни. Ведь, у молодых девушек анатомически, в отличие от взрослых женщин, шейка матки еще не вся покрыта многослойным плоским эпителием, значит, и защита гораздо ниже и риск заражения при половом контакте невероятно высок.
Поговорили с Марусей тогда. Не обо всем сразу, конечно. Постепенно, по мере возникавшего у ребенка интереса и вопросов. А гинеколог за кадром мне давала подсказки. Теперь я понимаю, что моя дочь, когда придет ее время, будет образована и готова к взрослой жизни, где каждый отвечает сам за себя, не ссылаясь на Авось.
Да, здравствует мыло?
Еще один важный вопрос, который нужно обсудить с гинекологом – гигиена. Будете смеяться, но лично я вообще плохо себе представляла, как нужно правильно ухаживать за собой, а уж тем более, за малышкой. А вы знаете, например, что в интимной гигиене маленькой девочки нельзя использовать мыло вообще? Можно лишь специальное с нейтральным уровнем PH и то только один раз в неделю! В остальные шесть дней – только вода! И такие правила действуют до наступления месячных. Только теперь можно мыло каждый день, но не простое, не золотое, а снова специальное – для интимной гигиены.
Вот так и оказывается, что премудростей наших девочковых целый сундук набирается. И надо с этими тайными знаниями как-то считаться, справляться, делиться с дочками. Чтобы эти дочки, когда-нибудь посекретничали и со своими наследницами.