Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии.
Проблемы могут быть разными:
- не понимает речь,
- мало говорит,
- неправильно составляет фразы,
- нечетко говорит,
- заикается.
Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка.
Речь начинает развиваться с рождения. Чтобы у ребенка начала развиваться речь, ребенок должен пройти все этапы предречевого развития вовремя и гармонично: сначала кряхтение, потом гуление, потом лепет, потом слоговые цепочки и потом первые слова.
В год мы ждем от ребенка несколько осознанных слов, до 1,5 лет идет активное наращивание пассивного речевого запаса. С 1 года 8 месяцев мы начинаем ждать появление активного речевого запаса.
Для того, чтобы речь сформировалась в обычном для нашего понимания виде:
- у ребенка должны быть сохранна функция слуха
- ребенок должен понимать нашу речь
- испытывать необходимость в обмене информации
- у ребенка должна быть физическая возможность воспроизводить звуки.
И каждый этап требует очень большого внимания как со стороны родителей, так и специалистов.
И если родители замечают какие-то особенности в формировании речевой функции - это повод обратиться к специалистам. Чаще всего этими проблемами родители обращаются к неврологу, логопеду и психиатру. В первую очередь специалисты выясняют причину нарушения развития речевой функции и исходя из этой причины подбирается индивидуальный маршрут и подбирается терапия.
В нашем центре существует множество способов помочь в решении этих проблем вместу с мультидисциплинарной командой специалистов.
- Если ребенок не реагирует на обращение, не понимает речь и не выполняет просьбы, ему необходима консультация психиатра, невролога, специалиста по коммуникации. Для решения этой проблемы помогут слуховые тренировки, что приведет к формированию слухового внимания, занятия со специалистами по коммуникации, при наличии сенсорных нарушений – занятия по сенсорной интеграции. Ребенку до 3 лет помогут занятия в службе ранней помощи, занятие с логопедом-дефектологом по Денверской модели, при необходимости рекомендуется проведение тест АДОС 2, заполняется МакАртуровский опросник (углубленное изучение развития речи).
- Если ребенок понимает речь, испытывает потребность в общении, но говорит мало, ему необходима консультация невролога и логопеда по запуску речи. Каккие методики могут прийти на помощь? Музыкотерапия, биоакустическая коррекция, транскраниальная микрополяризация, Томатис-терапия, Интайм, Вокастим и тд.
- Если ребенок нечетко говорит – это также совместная работа невролога и логопеда. В помощь таким детям существуют нейроартикуляционные физиопроцедуры (Вокастим), логопедический и речевой массажи, ритмотерапия.
- Если ребенок не может усидеть на месте во время занятий с логопедом, стоит оценить работу сенсорных систем, наличие неинтегрированных рефлексов.
- При нарушении темпа речи помогут интерактивный метроном, мозжечковая стимуляция, БОС терапия, логопедический массаж, музыкотерапия и тд.
Одна фраза задержки речи включает в себя множество вариантов. Чтобы помочь родителям в этом разобраться, а ребенку решить эти сложности необходимо обратиться к нашим специалистам, которые подберут направление занятий и терапии на базе Центра когнитивных технологий.