Функциональная диагностика занимается объективной оценкой, обнаружением отклонений и установлением степени нарушений функции различных органов и физиологических систем организма на основе инструментальных функционально-диагностических исследований. У здоровых лиц исследованием функциональных резервов организма, прежде всего систем дыхания и кровообращения, проводят с целью прогноза и контроля индивидуальной адаптации человека к экстремальным условиям среды обитания, спортивным нагрузкам, при профессиональном отборе и медицинском наблюдении, а у детей и подростков — с целью контроля соответствия развития физиологических систем возрасту.
По данным медицинской статистики в последние годы наблюдается рост заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей. Современная и своевременная кардиологическая диагностика позволяет снизить риск необратимых изменений. Поэтому кардиологи детской поликлиники «УГМК-Здоровье» настоятельно рекомендуют родителям привести ребенка еще в дошкольном возрасте на профилактическое обследование сердца.
Основные методы диагностики:
ЭКГ в покое с функциональными пробами. ЭКГ – метод регистрации электрической активности сердца, позволяющий оценить сердечный ритм, диагностировать воспалительные, дистрофические, ишемические изменения миокарда.
ЭХО-КГ – метод визуализации сердечных структур при помощи ультразвука, позволяющий судить о состоянии клапанов, герметичности перегородок, толщине стенок и размерах сердца, дающий возможность оценить сократительную способность сердечной мышцы.
ЭКГ и ЭХО-КГ взаимно дополняют друг друга, при проведении исследований одним врачом повышается их диагностическая ценность и создается более полная и адекватная картина состояния сердца, позволяющая диагностировать различные заболевания.
Холтер ЭКГ и АД - метод регистрации ЭКГ и артериального давления в течение суток в условиях свободной активности обследуемого с последующим анализом полученной записи на специальных устройствах. Позволяет оценить сердечный ритм и АД во сне, при физической нагрузке, при появлении различных жалоб и т.д. Это уже более трудоемкое и дорогостоящее исследование, необходимость которого определяет врач-кардиолог.
Ультразвуковое исследование сердца. Исследование сердца необходимо проводить каждому ребенку с профилактической целью в наиболее ответственные периоды жизни: в период новорожденности, перед поступлением в школу, перед началом спортивной деятельности и в период гормональной перестройки в подростковом возрасте. Необходимость эта обусловлена тем, что существует ряд серьезных заболеваний сердца у детей (некоторые пороки сердца, воспалительные заболевания и др.), которые могут протекать бессимптомно, и проявляться жалобами и различными симптомами в далеко зашедшей стадии заболевания.
Вызванные потенциалы мозга (ВП) – это электрическая активность головного мозга, которая возникает в ответ на действие какого-либо стимула (звукового, зрительного, электрического и др.). Тестирование позволяет понять, как мозг отвечает на разные сигналы, поступающие от органов зрения, слуха, чувствительных рецепторов кожи, а также оценивает проведение сигналов по восходящим путям центральной нервной системы.
Метод вызванных потенциалов позволяет выявить на ранних этапах и спрогнозировать неврологические расстройства при различных заболеваниях: инсультах, опухолях головного мозга, последствиях черепно-мозговой травмы, рассеянном склерозе и инфекционных заболеваниях нервной системы, сосудистых заболеваниях головного и спинного мозга, аутоиммунных (в том числе ревматические) и других болезнях нервной системы.
Вызванные потенциалы зависят от стимула, который воздействует на мозг.
Фиксируют:
Как проходит исследование?
Чтобы записать вызванные потенциалы, на голове пациента располагают электроды, которые фиксируют сигнал. Высокочувствительные усилители и цифровые устройства помогают выделить даже самые слабые сигналы центральной нервной системы, в 5-100 раз меньше обычной спонтанной активности головного мозга (ЭЭГ), электромиограммы (ЭМГ) и других сигналов.
Тестирование позволяет получить объективную информацию о состоянии и работе различных сенсорных систем. Пациенту не нужно рассказывать о своих ощущениях, все объективные данные фиксирует техника, что особенно важно при обследовании маленьких детей и тех, кто негативно настроен по отношению к диагностике.
Исследование можно пройти по направлению невролога, психолога, психиатра, отоларинголога, офтальмолога.
ЭЭГ-видеомониторинг (ЭЭГВМ) – это продолжительная регистрация биоэлектрической активности головного мозга (ЭЭГ), выполненная синхронно с видеозаписью пациента. Точное определение времени исследования выбирает лечащий врач и персонал лаборатории ЭЭГ в зависимости от конкретной ситуации. Мониторинг ЭЭГ назначается, если нужно распознать тревожащие пациента состояния и уточнить их природу (судороги, обмороки, пароксизмальные состояния, особенности поведения, навязчивые движения и др.); записать длительную ЭЭГ, если короткая стандартная запись не выявляет специфических изменений; оценить картину ЭЭГ при бодрствовании и во сне.
Запись ЭЭГ–видеомониторинга в клинике "УГМК-Здоровье" проводится на высококлассном оборудовании "Николет" и "Энцефалан", которое объединяет все лучшие разработки, доступные на сегодняшний день.
Как проходит исследование?
Ребенок и сопровождающий его взрослый приходят в клинику к назначенному времени. Их проводят в кабинет, где они будут находиться в течение всего исследования. При желании можно ребенка переодеть в одежду, в которой он будет спать. После этого ЭЭГ-ассистент наденет на голову ребенка электродную шапочку, по показаниям прикрепляются дополнительные датчики, регистрирующие биоэлектрическую активность сердца, мышц, движения глаз, дыхания и другие. Перед выполнением ЭЭГВМ можно психологически подготовить ребенка, в игровой форме объяснив ему необходимость надеть электродную шапочку (традиционно это рекомендуют делать в виде игры в летчиков или космонавтов).
Сопровождающему будет необходимо ответить на вопросы о жалобах, истории и течении заболевания, принимаемых препаратах и т.д. Обычно исследование проходит по стандартной схеме – ведется запись в бодрствовании до сна, затем сон, бодрствование после сна. В течение бодрствования проводятся функциональные пробы – фотостимуляция в виде ритмичного мелькания света с различной частотой, гипервентиляция - глубокое ритмичное дыхание пациента в течение 3 минут. Возможно проведение других проб по показаниям лечащего врача. У детей последовательность проведения может несколько изменяться в зависимости от возраста, поведения и потребностей ребенка.
Во время бодрствования детям разрешается читать или играть. Затем ребенок укладывается спать. Рекомендуется уложить ребенка так, как он привык засыпать дома (укачивание на руках, напевание песен, чтение сказки, сосание соски и пр.). Желательно, чтобы ребенка укладывал тот член семьи с которым ребенок лучше всего заснет. Можно брать с собой детское питание, питье, игрушку, с которой ребенок обычно засыпает. Ребенок не должен быть голодным, покормить ребенка (особенно грудного возраста) лучше непосредственно в клинике.
Ребенок и сопровождающий должны сотрудничать с персоналом клиники, добросовестно выполнять их указания. Сопровождающий должен контролировать поведение ребенка во время исследования, следить за тем, чтобы он не снял шапочку с головы, чтобы ребенок постоянно находился в поле зрения видеокамер, и как можно меньше самому попадать в поле зрения видеокамер, чтобы не закрывать ребенка, особенно во время приступа.
В случае возникновения приступа сопровождающий должен нажать на кнопку, предназначенную для обозначения эпизода в записи, и немедленно сообщить ЭЭГ-ассистенту о том, что начался приступ. В случае возникновения приступа сопровождающий может находиться рядом ребенком, при этом стараться не закрывать камеру, т.к. исследование во время приступа продолжается, и данная информация необходима правильной установки диагноза и дальнейшего лечения.