Ранняя помощь детям и их семьям – это научно обоснованный подход к развитию детей от 0 до 3-х лет, который реализуется междисциплинарной командой специалистов.
Цель работы Службы ранней помощи (СРП) – как можно раньше выявить проблемы или нарушения в развитии ребенка и оказать соответствующую помощь ребенку и его семье.
В СРП могут обратиться все родители, обеспокоенные развитием своего ребенка в возрасте от рождения и до трёх лет. Консультацию в Службе ранней помощи могут рекомендовать, как врачи (педиатры, неврологи, психиатры), так и представители других специальностей. Кроме того, у семьи есть возможность обратиться за помощью самостоятельно.
С момента рождения может быть не очевидным, что ребенку необходима помощь соответствующих специалистов. Однако со временем родители замечают, что ребенок:
В основном, это дети с рисками при рождении, младенцы, у которых заподозрено или выявлено патологическое состояние.
Трудности могут быть разнообразными и индивидуальными в каждой отдельной истории семьи, но их объединяет то, что это ограничивает и затрудняет повседневную деятельность детей и их родителей. Именно поэтому, программы ранней помощи учитывают запросы семьи и направлены на развитие любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых лет жизни!
Мы не ставим целью «исправление недостатков»! Служба ранней помощи делает акцент на нормализацию жизни.
В службе ранней помощи работает междисциплинарная команда специалистов. Это позволяет посмотреть на ребенка и его семью с разных сторон, определить проблемы и ограничения, лучше оценить возможности малыша, и, конечно же, его сильные стороны. Опираясь на полученные данные, специалисты совместно с родителями составляют программу помощи для конкретного ребенка.
Первичный прием длится 60 минут, проводится двумя специалистами СРП: врач-невролог и клинический психолог. Врач-невролог собирает медицинский анамнез, отвечает на вопросы родителей и актуализирует запросы семьи относительно состояния структур и функций организма и их влияния на развитие ребенка.
Специалисты наблюдают за ребенком в ходе свободной игры и естественной активности, проводят простые игровые пробы (подключаться к игре ребенка с целью больше узнать о его текущем развитии). С согласия родителей проводится видеосъёмка.
В результате первичного приема специалисты пишут заключение, в котором:
Индивидуальная программа ранней помощи пишется после диагностического этапа. В рамках оценки специалисты проводят структурированные и стандартизированные клинические пробы. Осуществляют пошаговый анализ трудностей ребенка и его сильных сторон. Отдельное внимание уделяется способам взаимодействия родителей и ребенка. По результатам составляется Индивидуальная программа ранней помощи.
Индивидуальная программа ранней помощи представляет собой четкий и конкретный план в виде развёрнутого алгоритма действий для родителей и специалистов. Большая часть программы планируется к реализации в естественной для младенца среде. При этом родители – основные её исполнители и главные учителя ребёнка.
Индивидуальная программа составляется на 3-6 месяцев. В нее могут вноситься изменения по ходу реализации. Эти изменения обязательно обсуждаются и согласовываются с родителями.
По запросу родителей и в соответствии с индивидуальной программой ребёнка, специалисты СРП планируют и осуществляют индивидуальные и групповые занятия.
На встречах присутствуют родители, где в условиях игрового взаимодействия, под кураторством специалиста, мама и папа (бабушка, дедушка) активно обучаются, необходимым ребенку игровым приемам, подходам к взаимодействию и навыкам правильной организации окружающего пространства.